Overview
Увы, никак у меня не получается написать о Metal Gear так, чтобы текст помещался в предназначенный формат для обзоров (уже второй раз). Учитывая предыдущий опыт, заранее прошу некоторых не возмущаться по этому поводу. Велкам!
Metal Gear Rising: Revengeance
Кирэдзи на мечах
Американская мечта
Главный герой Райден, чья боевая стойка внешне очень напоминает футболиста Криштиану Роналду перед исполнением разящего штрафного удара, практически в одиночку противостоит футуристичной идеологии технофашизма, где эксплуатация беззащитных детей фактически приводит к их киборгизации и рабству. Деятельность далеко не самая гуманная, какие бы цели перед ней ни ставились. С воспоминаниями о крайне тяжёлом детстве, используя меч как инструмент правосудия, Райден стремится во что бы то ни стало защитить слабых и невинных от главного идеолога и антагониста игры – безумного сенатора Армстронга, который рвётся к власти и грезит о новой Америке, стране абсолютной свободы. И учитывая намёк MGR на страсть американцев к вторжениям в другие страны (на сей раз досталось Пакистану), Армстронг в качестве кандидата от демократической партии вряд ли бы кого-то удивил. Хотя демократический дух знаменитого изречения Вольтера «я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказать» в MGR приобретает явно анархический оттенок, который со слов того же Армстронга можно перефразировать следующим образом: «будь готов не только умереть за свои идеалы, но и убить того, кто с тобой не согласен». Конфликт интересов и жажда соревнования преподносятся как неотъемлемая составляющая человеческой природы – такая вот нехитрая идея естественного отбора. Сенатора вряд ли можно назвать идейным последователем Мартина Лютера Кинга, выступавшего с речью “У меня есть мечта” более 50 лет назад, или Джона Леннона, воспевшего похожую мечту о равенстве и мире на планете в знаменитой Imagine. Но, как ни странно, одноимённый монолог «У меня есть мечта» Армстронга, по накалу не уступая выступлению Кинга, тоже повествует о равенстве, пусть и совершенно иного плана. Анархия и демократия в представлении сенатора – две стороны одной монеты, доведённых до фанатизма и одержимости абсолютной свободой. Забавно и то, что харизматичного Дональда Трампа – нынешнего кадидата в президенты США – часто сравнивают с этим не менее харизматичным персонажем Metal Gear.
К слову, о существовании русских разработчики MGR тоже не забыли: чего стОит сцена, в которой персонаж по имени Андрей кричит, что ему нужна Мистраль, и подрывает себя на заводе с целью дестабилизации поставок нефти (иронично, не правда ли). А один из главных соратников Райдена в игре носит ещё более узнаваемое для русского человека имя Борис. Кстати, именно Борис в одной из заставок упоминает о сокрушительном теракте в Санкт-Петербурге 2015 года – трудно назвать это пророчеством, но катастрофа A321 вспоминается сразу, ведь почти за 20 лет ни один теракт, связанный с Петербургом, не приводил к гибели мирных граждан.
Смертельные танцы
Даже при собранном в MGR интернационале ощущается, что разработчики – японцы, не преминувшие оставить в игре значительный след своей культуры. А разглядеть этот след помогут японские символизм и этимология. Слово «самурай» дословно означает процесс служения, и Самуэль (антагонист-самурай MGR) по сюжету игры смирился с воинственной человеческой натурой, решив не сдерживать её. Для него процесс битвы – всего лишь игра или зажигательный танец, который можно сравнить не только с японскими ритуальными выступлениями, но и с бразильской капоэйрой. Неспроста перед каждой схваткой Сэм приглашает врага не на бой, а на танец, и только после этого обнажает меч. Кстати говоря, меч – знаковое оружие не только для слэшеров, но и для воинов вообще, особенно когда речь заходит о японских самураях. Острый клинок, сопровождающий воина от малых лет до самой смерти, символизирует честь, достоинство и твёрдую принципиальность. В данном контексте самурайский меч приобретает почти сакральный смысл и в конце концов оказывается единственным инструментом в решающей битве Райдена с высокотехнологичными наномашинами. При всех своих достоинствах MGR завораживает визуально, а отдельные сцены, такие как поединок двух самураев на закате (хотя Райден здесь в большей степени позиционируется как ниндзя), требуют бесконечного и неторопливого созерцания, что вполне в духе японского менталитета. Между прочим, сенатор Армстронг хоть и высказывает неприязнь к японским садам и цветущей сакуре, для устойчивой позиции во время битвы использует исключительно стойку, типичную для японского сумо.
Зубодробительный геймплей так и манит порубить врагов в капусту, расплываясь в безумной улыбке до ушей, однако, если бездумно “смэшить” одну клавишу и не апгрейдить броню с оружием, ничего хорошего в результате не выйдет: большое значение в бою имеет техника уклонения и блокировки ударов, без овладения которой MGR становится слишком трудной игрой даже на нормальном уровне сложности (особенно в поединках с боссами). Вариант с Press X to win здесь не пройдёт, так что безоговорочная доминация над сильными противниками исключена. Иногда приходится поддаться, чтобы заманить врага в ловушку и победить – кстати, один из основных принципов другого японского искусства, именуемого джиу-джитсу. К слову, и Райдену, и Армстронгу, и Самуэлю будет суждено продемонстрировать ударную технику без оружия ближе к концу игры, причём Райден со временем только сильнее будет осознавать свою кровожадную сущность. Конечно же, стоит отметить, что множества схваток игрок способен и вовсе избежать при помощи хитрого стелса, но реализован он в MGR чересчур комедийно и несерьёзно, будто ради галочки.
Для Metal Gear Rising свойственны и типичные киберпанковские вопросы, связанные со свободой выбора и осознанием своего «Я» (применительно к искусственному интеллекту в том числе). Один из таких ключевых выборов осуществляет постоянный спутник Райдена – роботизированный пёс (ещё один символ покорности и смирения) по кличке Вульф, который спасает нас в решающий момент Metal Gear Rising. И делает это при помощи меча, такой вот пёс-самурай!
Оценки за технику и артистизм
-Камера даже при фиксации зачастую ведёт себя странно и, видимо, тоже сходит с ума от акробатических пируэтов.
-Стелс реализован чересчур анекдотично.
+Кинематографичные заставки с яркими персонажами.
+История, напичканная философией бытия и подталкивающая к поэзии.
+Адреналиновый геймплей с кроваво-металлическим месивом в Blade Mode.
+Саундтрек, доставляющий драйва не меньше, чем геймплей.
+Мощный монолог Армстронга о СМИ, бюрократах, интернет-cpачах и заветной мечте на фоне демократии по-американски.
Хокку о Metal Gear Rising
Всё же трудно устоять перед соблазном и не привести небольшую компиляцию из упомянутых в начале хокку (разных авторов) о войне, танце и красоте, где каждая строчка непременно вызовет ассоциацию с одной из сцен в MGR:
Глядя на то, с каким удовольствием игрок беспощадно лишает жизни врагов и остервенело кромсает их на куски при любом удобном случае, начинаешь думать, что позиция так называемых злодеев выглядит куда более обоснованной и убедительной, пусть даже и слишком фанатичной. Metal Gear Rising: Revengeance – это доведённая до извращения и сумасшествия война, которая исполнена в завораживающе красивом танце. Обернув символы и традиции далёкого прошлого в кибернетическую обёртку будущего, разработчики создали уникальную игру, как ни странно, о настоящем. И ответ на вопрос «Потанцуем?» выглядит очевидным:
Бонус
Без аниме, разумеется, тоже не обошлось!