Portal Guide

Создание игры Portal и его связь с Half-Life 2. for Portal

Создание игры Portal и его связь с Half-Life 2.

Overview

Portal — обладатель самой трогательной и обаятельной “success story”, игра с легкой и безоблачной судьбой. После нее охотно верится, что в жизни возможно все. С истинными фанатами данного шедевра мне хочется поделиться руководством, в котором собраны материалы из многочисленных источников, связанные непосредственно с созданием и основной концепцией игры. Приятного прочтения.

Введение.

Эксперименты — опасное занятие. Ценные ресурсы могут пропасть, если хорошая идея плохо реализована. Оглядываясь назад, выпуск в 2007 году Portal от Valve выглядел как авантюра. Несмотря на то, что его выпустил один из наиболее уважаемых разработчиков в индустрии, фактическая команда была небольшой, а игровой процесс, отличавшийся новаторской механикой, сложно было объяснить на простых скриншотах.

Даже создатели не знали, что ждать от Portal после его выхода — и это когда эксперимент Valve обратился феноменальным успехом.

Теория относительности.


Фанаты Valve во время игры в Portal могли заметить в игре тонкие отсылки к самому значительному франчайзу Valve — Half-Life. GLaDOS упоминает Black Mesa из Half-Life в финальной песне, а презентации PowerPoint, разъясняющие финансовое состязание между Aperture Science и Black Mesa, можно встретить в одной из последних глав игры. В свете того, что Portal и Half-Life обладают слишком разными настроениями, соединение между ними выглядит чуточку странно. Другие значительные франчайзы Valve — Left 4 Dead и Team Fortress 2 — получили свои собственные вселенные, так почему же Portal стал исключением? Ответ прост: такое решение было принято от безысходности. Но чтобы разобраться в дилемме, нам необходимо вернуться к скромным началам Portal.

В 2005 году Valve заметили молодую группу студентов DigiPen и взяли их под свое крыло. Ранее молодые люди работали над игрой под названием Narbacular Drop. Valve взяли руководство командой на себя и включили туда одного из своих новых сценаристов Эрика Уолпо, юмориста-ветерана студии Double Fine и проекта OldManMurray.com. Valve увидели огромный потенциал в студенческом проекте, но решили оставить команду Portal небольшой, так как не знали, будет ли реализован этот потенциал.

Так как ресурсы команды Portal были столь ограниченными (основная команда состояла менее чем из дюжины людей), было решено пойти на способствующие разработке уступки. Например, в команде было недостаточно художников, чтобы нарисовать новый мир. «Очевидно, имело смысл поместить Portal в существующую вселенную», — вспоминает Уолпо. — «Частично мы руководствовались тем фактом, что у нас недостаточно большая команда, чтобы создать все с нуля, поэтому мы сошлись на решении повторно использовать основные ресурсы Half-Life 2». Две игры были связаны похожим окружением, но команда чувствовала, что эта связь должна быть как можно менее ощутимой. Таким образом, Portal сильно отличается от всего, что Valve выпустили до этого.

От Black Mesa к Orange Box.


Определение игрового мира для Portal обернулось самой легкой частью. Команда Portal хотела от своей игры принципиального иного духа, чем у остальных игр Valve. Они хотели найти уникальный «голос» для своей игры — что-нибудь, что проведет резкую черту между ней и Half-Life. «В самом начале процесса разработки Portal, мы сели всей командой, чтобы определить, на чем будет основана философия нашей игры», — объясняет Уолпо. — «За этим последовало 15 минут тишины, после чего кто-то сказал, что многие люди любят торт». Торт должен был стать ответом, просто команда этого еще не осознала.

Narbacular Drop был необычной игрой о принцессе, использующей магию, чтобы сбежать из темницы демона в горах. Она была занятной в своем роде — героиню звали Принцессой Бесколенкой, потому что она не могла прыгать. Однако, причудливость Narbacular Drop была далека от того что должен был реализовывать Portal. Другой проблемой была продолжительность Narbacular Drop — всего около 15 минут. Valve требовалось создать более продолжительную, насыщенную историю, в центре которой оставалась бы технология порталов, но которая была бы связана со вселенной Half-Life. Неудивительно, что решение пришло не сразу.

Уолпо начал делать наброски идей, как развить уникальный студенческий проект команды в игру, за которую люди действительно заплатят деньги. «У нас уже была полностью готова игровая механика, когда мы начали думать над этим», — вспоминает Уолпо. — «Таким образом, мы пытались найти способ — настолько безвредный, насколько это возможно — разработать окружение и сформировать рассказ». Уолпо нарисовал в своем воображении развитый искусственный интеллект, который вел игроков через серию полос препятствий, в желании протестировать новое устройство для создания порталов. «Юмор был нашим капитаном», — говорит Уолпо. — «И мы считали, что это именно то, ради чего Valve нас и наняли. Мы не думали, что они наняли нас, чтобы написать драму… поэтому мы просто стали претворять это в жизнь, и когда мы начали тестировать игру, очень быстро выяснилось, что мы выбрали верный путь».

Первой сценой, написанной Уолпо, стал момент, позже действительно вошедший в игру. Как только протагонист Челл достигала конца последней тестовой камеры, вежливая программа ИИ просила ее положить портальную пушку на пол и принять позу сопровождения на вечеринку. Всей команде понравились идеи, представленные в раннем наброске Уолпо. Был ясно, что эта комичность и операционная система управления диском и генетическими формами жизни (Genetic Lifeform and Disk Operating System — GLaDOS), в частности, прекрасно подходили для новой игры Valve. Portal нашел свой «голос».

Опоздавший на вечеринку.


Не каждая классная идея находит свое воплощение в игре. Это полностью справедливо для Portal. В последние моменты финальной камеры испытаний GLaDOS ссылается на «участника вечеринки», который предположительно должен прибыть, чтобы забрать Челл, после того как она избежала жгучей смерти, приготовленной для нее GLaDOS. Этот короткий диалог лишь малая часть того, что должно было быть. «У меня всегда была идея для небольшой пасхалки: всю вторую половину игры где-то позади в тени кто-то слоняется — это должен был быть робот сопровождения на вечеринку, который все время ждал, пока вы примите позу ожидания сопровождения на вечеринку», — говорит сценарист Эрик Уолпо. Развязка должна была последовать во время финальной сцены игры — как только игроки одерживают победу над GLaDOS и взрывом выброшены на поверхность, робот сопровождения на вечеринку, все время преследовавший их, наконец-то относит игроков на их «вечеринку» внутри комплекса. «Это очень счастливый конец для робота сопровождения и гораздо менее счастливый для игрока», — говорит Уолпо. Робот сопровождения на вечеринку наконец-то получил свою счастливую концовку, чего он ждал около трех лет; в недавнем патче для Steam-версии Portal Valve обновила концовку игры. Новая сцена не только показывает, как Челл снова попадает в комплекс Aperture Science, она также позволяет перекинуть мостик между первой и второй частями Portal.

Портальное усройство и механика игры.


Хочу напомнить что параллельно с исследовательским центром Black Mesa существовала еще одна научная организация под названием Aperture Science. Они обе боролись за правительственные гранты и одновременно занимались секретными исследованиями. Пока Гордон Фримен ковырял доставленный в Black Mesa кристалл и исследовал вместе с коллегами параллельные измерения, в Aperture Science создали, например, сверхсекретный корабль «Борей» (Borealis), который фигурирует в Episode Two и на котором, судя по всему, развернутся события Episode Three. Кроме того, в Aperture Science придумали Aperture Science Handheld Portal Device — устройство, выглядящее так, как если бы Apple доверили спроектировать пылесос. Portal Gun, как его уже прозвали фанаты, умеет делать ровно две вещи: создавать в любой точке пространства вход и выход. Первый выстрел открывает на любой поверхности синий портал, а второй — оранжевый. Войдя в один, вы гарантированно выйдете (или выпадете) из другого.

На этом нехитром приеме функционирует вся механика Portal. Однако количество разнообразных ощущений и эмоций (в диапазоне от шока до восторга), которые вы испытаете, оказавшись в Portal, перебивает практически все сложноустроенные шутеры последних лет. В первую очередь Portal хочется противопоставить Prey, который вроде как должен был стать первым шутером с порталами. Так вот, все пространственные фокусы Prey, гравитационные дорожки и зеркальные лабиринты с легкостью проигрывают первому же уровню Portal. Prey, при всех своих геймдизайнерских амбициях, не менял главного — механики и ощущения от игры в экшен от первого лица.

Portal покушается на основополагающие дизайнерские понятия — что есть пол, что есть стена, что есть непреодолимое препятствие. Введя в игру физически корректные порталы, авторы фактически изменили главный человеческий рефлекс — ориентацию в пространстве. Одно из самых занятных ощущений — наблюдать за перестройкой собственного сознания. Вы буквально почувствуете, как ваш мозг, скрипя, перестает воспринимать отвесную стену в роли непреодолимой преграды и начинает интерпретировать ее как возможность. С точки зрения генерации новых ощущений Portal, пожалуй, самая важная игра этого года, и тут она с легкостью обставляет и BioShock, и грядущий Crysis. Благодаря ей вы действительно начинаете думать по-другому.

The cake is a lie!


Внимание! Нижеследующая информация раскрывает сюжет Portal. Если вы до сих пор не прошли игру — настоятельно рекомендуем воздержаться от чтения!

Задолго до выхода самой игры в Интернете появился сайт www.aperturescience.com, представляющий собой обычную командную строку. Если ввести сначала LOGIN, затем любое имя и в качестве пароля набрать PORTAL, откроется масса интересного. Во-первых, можно попробовать ввести команду NOTES, что откроет доступ к истории Aperture Science. Во-вторых, секретная команда THECAKEISALIE («Торт — это ложь!») открывает вам доступ к камере наблюдения за комнатой, в которой начинается игра. Здесь же можно посмотреть информацию о расходах компании. Там среди прочего значится, что миллион долларов вложен в проект под названием INTUB-XLG. Много интересного также откроется, если использовать логин CJOHNSON и пароль TIER3.

Кейвом Джонсоном оказался основатель Aperture Science (организация зарегистрирована в 1953 году). Изначально компания занималась производством душевых шторок для министерства обороны США, но в 1978-м Джонсон отравился ртутью, отчего у него начались проблемы с психикой. В результате этих отклонений он вдруг составил трехступенчатый план, согласно которому Aperture Science (производитель шторок для ванной!) должна была стать конкурентом Black Mesa.
Первые два проекта (нечто под названием Hiemlich Counter-Manеuver и Take-A-Wish Foundation) провалились, что привело к государственным расследованиям. Однако успех третьего проекта со сложной формулировкой «квантовый туннель в физическом пространстве с возможным применением в качестве шторки для душа» привел к тому, что правительство неожиданно заключило с Aperture Science контракт с неограниченным финансированием. Так был создан Portal Gun.

Голос, который вещает в Portal, принадлежит GLaDOS (Genetic Lifeform and Disk Operating System, «Генетическая форма жизни и дисковая операционная система»). GLaDOS создана в рамках одного из проектов Aperture Science и, как выясняется в конце, вышла из-под контроля, пустив в вентиляционную систему газ и уничтожив всех сотрудников. Кроме Portal Gun и GLaDOS, в Aperture Science также создали таинственный корабль-оружие Borealis. Неизвестно, однако, где он находится и как выглядит. Неизвестно также, как события Portal соотносятся с основными событиями Half-Life 2, то есть когда все это происходит. Ответы, похоже, будут даны в Episode Three (дата выхода, конечно, не объявлена).

Черные дыры.


Внутренняя организация Portal — это такая ода художественному минимализму. 19 уровней, которые представляют собой пространственные головоломки (для Portal даже изобретен специальный жанр — First Person Puzzle). Врагов или вообще нет, или в их качестве выступают говорящие стационарные турели. Задача каждый раз одна — преодолеть цепь препятствий и добраться до выхода. Удивительно, но, имея в качестве инструмента фактически один-единственный прием, Portal умудряется генерировать фантастическое разнообразие игровых ситуаций. Любимый трюк — запустить какой-нибудь ящик в пространственную дыру, заставив его бесконечно прыгать из одного портала в другой. Это, кажется, вообще никогда не надоедает. В культурную программу также входит: заставить две турели убить друг друга благодаря ловко расставленным порталам, стояние у себя на голове и разглядывание собственной задницы (которая тут, к слову, женская).

Но главное, конечно, физика. Авторы честно признаются, что самой сложной задачей было «научить» Havok корректно интерпретировать ньютоновские законы в условиях пространственных дыр. Кроме того, в Portal имеется один нюанс, который в значительной степени расширяет его геймплейные границы. Дело в том, что при переходе из одного портала в другой сохраняется ускорение. Говоря человеческим языком, «что быстро влетает, то быстро вылетает». Итогом этого решения явился совершенно отдельный класс головоломок, при разгадывании которых вы, скажем, будете прыгать с огромной высоты, на ходу стреляя себе под ноги новым порталом.

Атмосфера игры.


И еще один крайне важный момент — местная атмосфера. Большая часть Portal проходит в стерильных декорациях испытательной лаборатории Aperture Science. Являясь, по сути, лабораторной крысой, вы путешествуете от одного задания к другому, выслушивая точеные (и местами гомерически смешные) комментарии от холодного женского голоса. Но самое интересное начинается ближе к середине, когда Portal периодически надрывает реальность, давая возможность заглянуть за декорации и увидеть внутреннее устройство лаборатории. Таким образом, тут, например, можно обнаружить комнату, где демонстрируются слайды презентационной программы «Black Mesa против Aperture Science: борьба за госфинансирование».

С художественной точки зрения Portal исполнен совершенно безупречно. Не сообщая, по большому счету, ничего внятного, игра постоянно транслирует крайне правдоподобное ощущение какой-то очень важной тайны. Это, вообще говоря, фирменный трюк Valve — убеждать игрока в том, что все эти обрывки, намеки и записочки являются частью большой головоломки. И в этом смысле Portal справляется со своей задачей идеально. Когда вы в первый раз выберетесь за пределы стерильной тестовой камеры и обнаружите за белыми стенами переплетения труб, какие-то воздушные колбы и бьющий откуда-то сверху яркий свет, по коже побегут самые натуральные мурашки.

А в конце эксперимента вас ждет торт.


Осматривая путь Portal от самого начала до выхода, его успех был настолько же маловероятным, насколько оказался впечатляющим. Игра была короткой, бестолковой, а также первым профессиональным проектом небольшой команды. Она даже заканчивалась музыкальным номером — но это было именно то, что на самом деле хотели игроки в тот момент. Однако, об этом никто бы так и не узнал, если бы в Valve не дали шанса экспериментальному студенческому проекту.

SteamSolo.com